Декан экономического факультета МГУ А. Аузан об искусственном интеллекте, умирающих профессиях, поколении Z и цифровой экономике (фрагменты интервью)

 

 

Декан экономического факультета МГУ выступил с лекцией во Владикавказе.


В рамках II Владикавказского экономического форума прошла лекция декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, который рассказал о влиянии сильных и слабых сторон российского общества на развитие инновационной экономики в стране.

Искусственный интеллект и безработица

Искусственный интеллект долгое время был игрушкой. Родился он в 1996, когда шахматная программа обыграла в блиц чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. Потом 20 лет ничего про него не было слышно. В 2016 программа обыграла чемпиона мира в го, а это намного сложнее. Но трагическое произошло в 2018 — новая программа выиграла у старой. При чем, если старая до того, как выиграть чемпиона мира проанализировала 2 млн партий в го, то новая такой ерундой не занималась. Она сама с собой немножко поиграла и все. Мальчик встал и пошел. Теперь про то, куда он идет.

Экономисты спрашивают, не вызовет ли искусственный интеллект безработицу. Вызовет. В 20-е годы были потеряны 120 млн рабочих мест в мире, но создано 140. Проблема не в том, будет ли безработица, не в том, есть ли лишние люди. Проблем в том, не станет ли человечество лишним. И это серьезный вызов для нас, для всей образовательной системы.

Умирающие профессии

(…) мы все сходимся на том, что искусственный интеллект будет пожирать профессии, в которых есть алгоритмы. «Сбербанк» убрал юридических аналитиков, потом уберут финансовых, бухгалтеров — все, что основано на правилах, будет съедено искусственным интеллектом. Не потому, что он сам состоит из алгоритмов. Мы уже не понимаем из чего он состоит: когда автора самообучающейся программы спросили, какие в ней алгоритмы, он ответил, что не знает.

Искусство в образовании

Чему мы должны учить? Во всех без исключениях профессиях, чему мы учим в университетах? Алгоритмам. Весь естественный интеллект готовят к тому, чтобы положить его под танки искусственного, под вытеснение. Что делать? (…) лис намного умнее зайца, но за тысячи лет лисы не смогли истребить всех зайцев, потому что лиса не может рассчитать по какой траектории заяц будет двигаться: заяц сам этого не знает. Сила естественного интеллекта в том, что мы обладаем эмоциональным интеллектом, интуицией. Этого у ИИ пока нет.

(…) китайцы, имея архивы за 2 тыс лет отцифровали его. Он [китайский исследователь] доказал, что успехи  отдельных регионов Китая в 21 веке находятся в жесткой корреляции со сроков введения гражданского экзамена для чиновников на каллиграфию, стихосложение, изобразительное
искусство. А он был обязательным для Китая с 605-го по 1905 года. Это называется правополушарным мышлением, мы должны сделать ставку [на его развитие].

Поколение Z и синдром утки

Какие нового поколения Z (поколение Z — это дети рожденные после 95 года, некоторые исследователи ведут отсчет с 2000-х) есть конкурентные преимущества и слабости? Слабость — катастрофическое сжимание памяти, потому что все здесь [в смартфоне]. С моей точки зрения, это большая проблема. Она аналогична той, что была при первой промышленной революции в Англии: началось катастрофическое хиление населения — машины работают. Англия спаслась придумав две вещи — футбол и бокс. Нам нужно что-то в этом роде.

Теперь о конкурентном преимуществе. Гай Юлий Цезарь считается 2 тыс лет гениальным не потому, что он был полководец, полководцев в истории было много, а потому что мог делать 3 вещи одновременно: писать, диктовать, слушать. В этой аудитории каждый второй может делать три вещи одновременно. Один из моих студентов сказал: «Да, мы делаем три вещи одновременно, но как утка. Утка и ходит, и летает, и плавает, и все три вещи делает плохо». Мы имеем поколение, которое способно к многозадачности, но во-первых, не очень качественной, а во-вторых, непонятно где это применить.

Цифровая экономика: «Исполняю любую мечту. Дорого»

Теперь люди что-то придумали, сделали сразу продукт и вывели через цифровые платформы на мировой рынок. В цифровой экономике человеческий капитал важнее денежного.

Проблемы выбора больше не существуют, вам могут подсказать куда ездить, что читать, с кем дружить. Чем больше вы в сетях, тем легче предсказать [выбор]. Для бизнеса тоже самое. О чем всегда мечтал предприниматель? Однотипный товар, который можно богатым продать за дорого, бедным за дешево. Это все возможно. Но цена этого — манипулируемость. Главная проблема и нерв цифровой экономики — персональные данные. И Это не только на уровне коммерческих интересов.

К Востоку от нас уже почти сформировалось цифровое тоталитарное государство. Тоталитарное, а к Западу от нас идет страшная война по защите персональных данных и нападению на персональные данные с ростом издержек с обеих сторон. Это ценностный выбор, это наша ответственность за следующие поколения. Здесь мы можем сделать лишь одно — увеличить их [нового поколения] длину взгляда, на 2-3 полугодия вперед. Ценности у людей будут разными, но длинна взгляда, в каком-то смысле защищает от ошибочного ценностного [выбора].

Слабые институты

Мы относимся к группе из шести стран, где высокий человеческий капитал сочетается с низким уровнем развития общественных институтов. Интуитивно кажется, что мы подтянем институты до уровня человеческого капитала. Но у нас идет обратный процесс, у нас падает уровень человеческого капитала, потому что лучших мы отдаем, втягиваем чужих. Даже если они [чужие] умные и образованные, мы их втягиваем не для этого [компенсации интеллектуальных потерь], а чтобы они метлой
работали.

Опросы среди студентов показывают, что в разных странах разниться отношение к тем, кто списывает, дает списать и уличает списавшего в обмане. К примеру, в США отношение к каждому из трех участников воображаемой ситуации отрицательное, при чем наименее негативное к тому, кто рассказал об обмане, хуже всего относятся к тому, кто списывал. В России, напротив,  «стукача» осуждают больше всего, лучше всего к тому, кто дал списать.

По словам Аузана, это наглядно показывает, почему институты менять так сложно. Он отметил, что России сложилось негативное отношение к «доносам», и во время Сталинских чисток у сотрудников НКВД требовали активнее привлекать население к ним, но число доносов оставалось небольшим. Эта точка зрения, конечно, сильно отличается от расхожего мнения, что в Союзе люди постоянно писали «кляузы» друг на друга.

Согласно исследованиям, начальное образование России входит в топ 5 лучших в мире (из 50), средняя школа — 26-32 места (из 73), в зависимости от категории, высшее образование — по количеству университетов в глобальном рейтинге на уровне Испании и Франции, при этом доля университетов в верхней половине рейтинга — 30%, но в топ 200 входит лишь один. Однако по привлекательности для талантов, отечественный рынок труда занимает лишь 106 место из 119. Таким образом, глобальная конкурентоспособность человеческого капитала страны идет по нисходящей.

Надежда моя на то, что мы сможем произвести ротацию элит. И не просто ротацию, нам нужны элиты с новыми свойствами. Я участвую в программах, таких как «Лидеры России», «Президентский резерв», потому что, если мы не сформируем в ближайшее время новую элиту, которая отличается длинным взглядом и социальной ориентацией…

По «Лидерам России», статистика больше 200 тыс человек и мы выяснили, что чем выше служебное положение человека, который вошел в конкурс, тем ниже у него уровень социальной ответственности. Это породили 90-е годы. Вот если мы сможем поспособствовать этому процессу [смены элиты], то вместе с этими элитами уже можно как-то реагировать на современные вызовы: искусственный интеллект, цифровой тоталитаризм, поколение Z и дальше поколение альфа.

http://gradus.pro/aleksandr-auzan-vash-resurs-ne-v-gorah-pastbishhah-ili-polezny-h-iskopaemy-h-a-v-
lyudyah/?fbclid=IwAR33xe2FjWxMXyqFaRXN0Zf0u4AJDnO8kL1vX9y4VgLMXLHmBnLAwU6UI3Q