Топ-10 ритейл-трендов и наблюдений из Японии, Сингапура и Гонконга

Получая контент от дистрибуторов мероприятия, посчитали правильным обозначить ряд трендов, которые считаем важно учесть российскому экспортеру, так как в последние годы ритейл меняется очень динамично. Эти изменения наиболее заметны в странах Юго-Восточной Азии — именно здесь важно отслеживать тренды, которые придут на другие рынки через несколько лет. В Азии потребители восприимчивы к инновациям, поэтому бренды часто тестируют там новые концепции и бизнес-модели, что крайне важно учитывать российским производителям.

#1 Опыт — продукт, за который платят

Мощными темпами развивается тенденция в сторону совершенствования клиентского опыта: бренд может буквально с первого метра ошарашить яркой витриной, безупречностью мерчендайзинга, необычными активностями внутри магазина, и покупатель точно войдет в магазин и с большой вероятностью что-то купит. С другой стороны — подкупает и большой ассортимент, возможность выбрать, сравнить характеристики.

Тренд покупать в онлайне — не линейный: поколение Y и Z — digital-native — привыкшее покупать в онлайне, любит ходить в торговые центры за опытом и общением. В топе наиболее значимых для потребителей отраслей ритейл занимает вторую позицию. Кроме того, во всем мире ритейл-объекты — так называемое «третье место» — место, где люди проводят время (после «места №1» дома и «места №2» работы). Растущая популярность ритейл-объектов, как мест проведения досуга, связанна с тем, что маркетинг брендов все больше направлен на предоставление потребителям опыта и положительных эмоций.

Несколько примеров, когда потребитель платит за получение опыта:

Сеть студий приготовления еды в Гонконге. Ритейлер арендует помещение в ТЦ. Продукт, который покупают — участие в мастер-классе по приготовлению разных блюд. Является популярным времяпровождением для компаний, практикующих тимбилдинг.

Ритейлер арендует помещение в ТЦ или стрит-ритейле, работает только в вечернее время. Посетители рисуют под руководством художника-консультанта и пьют безлимитные коктейли.

#2 Сочетание классический ритейл + сервис

Пример из Гонконга: одна из сетей дрогери предоставляет посетителям возможность воспользоваться услугами фармацевта, диетолога, специалиста

по витаминам, советника по здоровому образу жизни (health advisor), консультанта по красоте (beauty advisor), и все это в рамках одного магазина.

#3 Мобильность магазина

С помощью мобильного и передвижного оборудования магазин, особенно обладающий малой квадратурой (магазины мобильной связи), может меняться. К примеру, кассовый узел, состоящий из оборудования, похожего на высокую тумбочку на колесах, которая может подвозиться в любую точку магазина.

#4 Онлайн или физическая розница?

На фоне смены потребительских привычек существует определенное количество товаров, которые должны быть в физической рознице. Для большого сегмента покупателей остается актуальным выбирать товар в магазине — видеть товар, трогать.

#5 Что визуально является красивым, не всегда прибыльно

Во многих торговых центрах Сингапура и Гонконга магазины (особенно электроники и бытовой техники) просто забиты товаром, что визуально создает хаотично-трешевую, на наш взгляд, картину. В российском ритейле наблюдается тренд less as more — когда ритейлеры в целях выживания при небольшом количестве товара в магазине с помощью дизайна магазина стремятся создать ощущение, что товаров в торговом зале много.

#6 Сила потребительской привычки

Азиаты привыкли к мультиканальности высшего уровня. К примеру, в Сингапуре работает мультиканальное приложение, позволяющее в метро заказать необходимые товары, тут же оплатить их онлайн-картой и по дороге из метро домой забирать в магазине упакованный пакет. В Японии все оплачивается смартфоном, в Гонгонге у людей один проездной, которым можно воспользоваться для проезда в метро и другом общественном транспорте, расплатиться в Макдональдсе или другой торговой точке. Этот алгоритм встроен в lifestyle этого региона уже 10 назад — такой вид шопинга уже стал сформированной потребительской привычкой.

Важно, прежде чем предлагать потребителю кардинально новый формат, убедиться, что эта привычка успела сформироваться.

#7 Бесплатный wi-fi как государственная программа

Китай «перепрыгнул» этап платежных карт и сразу массово перешел в Wechat, оплачивая все смартфоном. Япония поступила также, внедрив свой формат 3G — Onesec (государственная сеть, которая предоставляет гражданам бесплатный wi-fi, чтобы реализовать систему предупреждения о цунами). В Сингапуре был издан указ на уровне государства о бесплатном wi-fi на территории страны. Правительство посчитало, что если у человека есть доступ к интернету, он более грамотен, меньше болеет, лучше ориентируется в городе, не стоит в очередях, может оперативно сообщить об опасности.

#8 Магазины-островки — часть концепции

В странах Азии «островки» на территории ряда ТРЦ изначально могут быть встроены в концепцию, унифицированы по дизайну, для них разработана грамотная навигация потребителей — такие островки представляют собой небольшие магазины, вынесенные в проход, причем с учетом правильного tenant-mix. В России появилась компания, которая выступает оператором магазинов-островков. Ритейлеры выкупают пространства под «островки» и управляют ими, как девелоперы управляют торговыми площадями.

#9 Формат супермаркетов не популярен

Потребители в странах юго-восточной Азии очень ценят свое время, поэтому они не привыкли прогуливаться по супермаркету. Нередко все необходимые покупки они совершают в магазинах у дома. Более того, в этих небольших магазинах покупатели могут выпить кофе, заварить лапшу или разогреть хот-дог.

#10 Поп-ап (временные) магазины

В странах юго-восточной Азии наличие в ТЦ поп-ап магазинов никак не связанно с высокой вакантностью. Ритейлеры работают в формате поп-ап в период распродаж или когда тестируют новую концепцию магазина/ локацию.