МАРКЕТИНГ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПОКУПАТЕЛЮ

 

Ключевым в деятельности маркетолога является решение проблем покупателей, предоставление им тех продуктов и услуг, в которых они нуждаются, с выгодой для организации. Генри Форд более 100 лет назад писал: «Чем острее жажда денег, тем меньше шансов их получить. Но если работаешь с мыслью об общественном благе, чувствуя свою правоту и получая от этого удовлетворение, деньги появляются сами собой».

Можно согласиться, что маркетинг - это, в том числе, и искусство сохранения клиентов. В Уральском государственном экономическом университете мы учим специалистов по маркетингу, прежде всего, думать о том, как наилучшим образом удовлетворить потребности клиентов, и что обмануть покупателя можно только один раз, во второй раз он не обратится за покупками к тем, кто был с ним нечестным.

Вряд ли можно назвать практики маркетинговых акций и мерчендайзинга негативными словами – уловки и хитрости. Маркетинговые технологии основаны на поведении разных типов и сегментов потребителей. Особенности разных психотипов людей учитываются в любой профессиональной деятельности, в том числе, в менеджменте, продажах и в маркетинге, что не является противозаконным.

Покупатель в условиях рынка имеет широкий выбор магазинов и товаров, несет полную ответственность за свои действия. Также как юрист скажет, что нужно внимательно читать все пункты договора, заключаемого с любой организацией, чтобы не быть обманутым, так и маркетологи советуют покупателям внимательно изучать информацию продавцов и поставщиков в магазине. Никто не заставляет людей покупать сверх меры. Единственный способ избежать разочарования – это изначально внимательно знакомиться с условиями распродаж и акций, оценивать размер своих покупок и относиться к скидкам как к приятному бонусу. Маркетинг – это та деятельность, за которую потребители благодарят. В этом смысле акции магазинов дают покупателю не только продукты, которые он и так бы купил, но и украшают их приобретение подарком или сниженной ценой.

Цена на продукт с желтым ценником бывает выше, чем на аналогичный товар с белым ценником, что часто не является обманом. Разные бренды продаются по разным ценам. Производитель устанавливает цену на продукт с учетом степени его известности и качества, и даже со скидкой цена на брендовый товар может оказаться больше, чем на аналогичный малоизвестный товар. Опять же выбор за покупателем, кому-то важно иметь гарантию качества, для кого-то предпочтительнее низкая цена.

Как быть потребителю? Придерживаться нескольких простых правил:

- заранее планировать список покупок и не отклоняться от него в магазине,

- смотреть обязательно срок годности продукта,

- проверять ценники, убедиться, что скидка относится именно к данному товару; учитывать, на какое количество товара рассчитана,

- уточнять условия проводимых в магазине акций у продавцов,

- если нет времени на изучение информации, рекомендуется отказаться от покупки или отложить ее,

- после расчета за приобретенные товары сохранять чеки, проверять цены на кассе.

Если для потребителей важно покупать продукцию, соответствующую критериям здорового образа жизни, то следует внимательно прочитать информацию о составе продукта на упаковке.

При покупке товаров повседневного спроса мы, как потребители, хорошо осведомлены об уровне цен без скидки, поэтому можно получить реальную выгоду, когда товар приобретается со скидкой.

Если есть необходимость купить товар длительного пользования, то лучше сначала изучить всю информацию о нем в интернете, прочитать отзывы покупателей, рассмотреть ценовые предложения разных торговых центров и только после этого принимать решение о покупке.

Если покупатель допустил невнимательность и ошибку, то в определенный срок можно вернуть товар магазину. Потребитель может воспользоваться законом  "О защите прав потребителей", который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг).

В любой отрасли есть профессионалы, во все времена и во всех странах были честные продавцы и не очень, и, застраховаться от обмана можно только своей внимательностью.

Капустина Л.М., доктор экономических наук, заведующий кафедрой маркетинга и международного менеджмента УрГЭУ,

Белобородова О.Г., генеральный директор маркетингового агентства ООО «Стратегия лидерства».