Коронакризис: размышления о текущем моменте

 

 

Р.М. Нижегородцев

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ

1. Мультипликаторы

Ключевым фактором, ухудшающим экономическую конъюнктуру, являются ограничительные меры, принимаемые правительствами разных стран в рамках борьбы с эпидемией коронавируса. Необходимо оценить возможные потери для экономики России и мирового хозяйства в целом при различных вариантах развития событий.

Темпы экономического роста (или спада) тесно связаны с динамикой нормы накопления. Эта связь опосредована мультипликативными эффектами. В условиях спада производства мультипликатор действует с обратным знаком, т.е. каждая единица инвестиций, изъятая из хозяйственных процессов, порождает в несколько раз более весомый спад валового выпуска.

Величина инвестиционного мультипликатора, в среднем действующего в макросистеме, составляет k = 1/(1 – MPC), где MPC– предельная склонность к потреблению. В падающей, кризисной экономике MPC растет, поскольку у агентов меньше возможностей сберегать (и это касается не только домохозяйств, но и фирм). Поэтому и величина мультипликатора в это время растет. Таким образом, мультипликатор максимален именно в те периоды, когда воздействие мультипликативных эффектов на экономику наиболее разрушительно. Это основная причина, в силу которой экономический кризис разворачивается достаточно быстро, а послекризисное восстановление происходит достаточно медленно.

Однако на самом деле величина инвестиционного мультипликатора существенно зависит от того, в какую отрасль хозяйства, в каком регионе и в какую технологию были осуществлены эти инвестиции. В этом различии и заключается смысл поиска так называемых точек роста экономики.

Ну и, наконец, помимо инвестиционного мультипликатора, существуют мультипликаторы и всех прочих частей совокупного спроса – конечного потребления, госрасходов и нетто-экспорта.

Таким образом, прогнозируемая глубина экономического спада будет существенно зависеть от объема и характера осуществляемых инвестиций, а также от поддержки разных частей совокупного спроса.

2. Что и как регулировать правительству

Возникает естественный вопрос о степени адекватности принимаемых и анонсированных мер по поддержке российской экономики. Некоторые эксперты утверждают, что в этих мерах просматриваются определенные черты мобилизационной экономики. Однако в то время, когда мобилизационная экономика в стране действительно существовала (период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства) центральными оставались меры, направленные на стимулирование предложения, причем успешность реализации принимаемых решений оценивалась в натуральных показателях валового выпуска.

На сегодняшний день анонсируются исключительно меры, связанные с поддержкой совокупного спроса. Никто не отрицает, что этим нужно заниматься. Однако принимать исключительно кейнсианские меры, запуская инфляционные механизмы стимулирования роста, и при этом не уделять внимания товарному покрытию вливаемых в экономику денег – достаточно опасно. В то же время, не очень понятно, при помощи каких механизмов сегодня можно было бы стимулировать совокупное предложение (и, кстати, какие отрасли в этом сильнее всего нуждаются), поскольку инструменты прямого воздействия на хозяйственную жизнь современные правительства во многом утратили, всецело полагаясь на косвенные стимулирующие меры.

Возникла парадоксальная ситуация, когда меры прямого регулирования носят исключительно рестрикционный, запретительный характер, тогда как стимулирующие меры являются только косвенными и потому действуют с вынужденным запаздыванием.

Следствием такого положения вещей являются масштабные провалы институтов в целом ряде сфер и отраслей: существует предложение определенных видов благ, существует спрос на них, а встретиться друг с другом они не могут, это запрещено правительственными мерами по сдерживанию эпидемии.

Получается, что сдерживание экономики работает гораздо успешнее, чем сдерживание самой эпидемии, ради которого соответствующие меры принимались. Причем это не российская специфика, это черта хозяйственной жизни почти всех стран, где принимаются серьезные меры, направленные на подавление очагов распространения вируса.

3. Отраслевая и технологическая структура

Структурные искажения в экономике, вносимые рестрикционными мерами правительства, сами по себе заслуживают внимания, т.е. анализа и прогнозирования. Например, развал туристической отрасли утягивает за собой в пропасть сферу пассажирских перевозок. Из инфраструктурных областей в относительно бодром состоянии находится только здравоохранение. Следует ли ожидать восстановления инфраструктуры в докризисном виде (например, сферы образования и культуры), или она трансформируется и переходит в новое качество?

Что касается технологий, то в несколько меньшем проигрыше находятся отрасли, в которых результат функционирования относительно безразличен к физическому присутствию сотрудников на рабочих местах. Виртуальные рабочие места, фрилансеры, дистантная занятость – это черты тех сфер, с которых, по-видимому, начнется посткризисное восстановление.

Экономика впечатлений, основанная на реальных дестинациях, терпит убытки, тогда как экономика впечатлений, направленная на создание виртуальных образов, чувствует себя относительно неплохо, хотя мультипликативные эффекты (хотя бы в виде сжатия спроса) сказываются, бесспорно, и на ней.

4. Мирохозяйственные аспекты

Интересен и важен вопрос о том, какие страны (и – конкретно - какие группы агентов в них) выступают основными бенефициарами сложившегося положения дел. США и Китай обвиняют друг друга в том, что они готовы извлечь выгоду из натурализации хозяйственной жизни, из наличия нестоимостных барьеров на пути перелива капитала и миграции рабочей силы.

Федрезерв США принимает беспрецедентные меры количественного смягчения, и это дает некоторые основания полагать, что транснациональная финансовая олигархия предпринимает очередную попытку оздоровить финансовую систему США за счет убытков остальной части планеты, как это бывало много раз в ходе так называемых мировых финансовых кризисов.

В то же время, государственный долг США (независимо от юридических последствий в виде объявления дефолта, например) становится все труднее не только погашать – к этому на самом деле уже давно никто не стремится – но и обслуживать, и недалек тот час, когда само обслуживание этого долга станет непосильным бременем для бюджета, т.е. правительство открыто будет вынуждено перейти к Понци-финансированию. А это, в свою очередь, чревато вытеснением доллара с позиций ключевой резервной валюты, что сейчас происходит крайне медленно и непоследовательно, но может происходить в несколько раз быстрее и эффективнее при наличии целенаправленных усилий со стороны Китая и некоторых его ключевых финансовых партнеров.

В интересах США подрыв единства Европейского Союза и обнажение противоречий между его составными частями. В условиях санкций и различных торговых ограничений т.н. единый европейский рынок и так оказался фактически разделен на территориальные фрагменты – скандинавский рынок, центральноевропейский, восточноевропейский, балканский. Кризис, разворачивающийся на наших глазах, лишь углубил существовавшие ранее противоречия внутри ЕС.

В этом смысле любопытно посмотреть на реакцию стран ЕАЭС и на готовность членов этого Союза к согласованным действиям.

5. Политика

Наконец, имеет значение и неэкономическая составляющая предпринимаемых рестрикционных шагов (политика, идеология и проч.). Для некоторых правительств это шанс переформатировать алгоритмы принятия решений и, пользуясь возможностью принятия мер чрезвычайного характера, навести относительный порядок в вопросах, которые давно требовали определенных (более или менее решительных) действий, идущих вразрез со сложившейся практикой поддержания общественного консенсуса.

Для некоторых сил это возможность, наоборот, затормозить назревшие перемены и призвать к решению более насущных вопросов в ущерб плановому развитию. В частности, поэтому российская либеральная оппозиция намеренно сгущает краски, нагнетая панику и подчеркивая недостаточность принимаемых правительством мер рестрикционного характера. Ее очевидная цель – не только максимально отложить дату всенародного голосования о принятии поправок в Конституцию страны, но и по возможности сорвать празднование 75-летия Победы и проведение сопутствующих этому акций гражданского волеизъявления (например, Бессмертный полк).

Дальнейший ход событий зависит, в частности, от того, в какой степени правительство России прислушается к соответствующим «экспертным» суждениям и будет готово отложить или отменить отдельные действия, направленные на сплочение гражданского общества вокруг ценностей, разделяемых и поддерживаемых большинством населения страны.

6. Задачи для экономической науки

Итак, нуждаются в сценарном (краткосрочном и среднесрочном) прогнозировании ключевые параметры (группы параметров) для экономики России и мира (а также отдельных стран):

1 - динамика ВВП, уровень безработицы, темп инфляции, динамика реальных располагаемых доходов,

2 - изменения структуры экономики,

3 - динамика технологических сдвигов,

4 - показатели межрегиональной дифференциации, характер и степень поляризации экономического пространства.

Прогнозные сценарии будут зависеть, разумеется, не от скорости распространения эпидемии и не от количества жертв, а от того, какие варианты реагирования выберут правительства, в частности, правительство России, и на какой период времени распространится действие принимаемых мер.