Удалим Zoom и сбежим из онлайна? 9 мифов о мире после карантина

 

 

Источник: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-69243886.html#card_9

Пандемия уверенными шагами ведет нас через отрицание, тревогу, кризис, привыкание и переоценку к финальной точке посткризисного мира. К принятию «новой нормальности». Какая она будет, как изменится наше потребительское поведение и привычки, отвечают уральские маркетологи.


Мы собрали 9 мифов о том, как изменится мир после карантина, и попросили экспертов представительства Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) на Урале их прокомментировать.

Миф № 1. Мы сбежим из онлайна, когда закончится изоляция

Это не совсем так. Когда режим самоизоляции отменят, многие уйдут из онлайна за эмоциями и атмосферой. Но потом все равно вернутся, говорит Алексей Панаит, директор Be Brand Digital.

— Онлайна много. Люди научились решать все или почти все свои проблемы с помощью онлайн-сервисов: заказывать еду и лекарства, покупать одежду, «ходить» в кино и театр, — говорит он. — И, конечно, когда самоизоляция закончится, люди выйдут и пойдут не за продуктами, а за эмоциями и атмосферой. За тем, чего сейчас не хватает. Но при этом удобство онлайна никто не отменит. Часть людей однозначно продолжит регулярно использовать онлайн-возможности. Другая часть — оставит телефон и уйдет в театр. А потом все равно вернется, чтобы обязательно поделиться этим на своей странице в Instagram.

Миф № 2. Все удалят Zoom и забудут про него как про страшный сон

Если коротко: нет, потому что это удобно.

— Да, как воздух понадобится офлайн. Да, онлайн-сервисы «в печенках». Но если смотреть на это рационально: когда нужно связаться с собеседником по короткому вопросу, сохраняя визуальный контакт, проще воспользоваться старым добрым Zoom или Skype, — говорит Алексей Панаит. — И не тратить порой весьма приличное время на дорогу. Тут еще и Telegram анонсировал видеозвонки, так что глобальных удалений, на мой взгляд, не предвидится.

Миф № 3. Офлайн-мероприятия канут в Лету

— Ивенты вернутся в нашу жизнь, но в другом формате и качестве, — говорит Мария Абдрахимова, руководитель проектов Be Brand Group. — Скорее всего, смешанные форматы «онлайн + офлайн» войдут в привычку. Бизнес уже научился их реализовывать и почувствовал реальные профиты от онлайн-событий: например, расширение охвата аудитории вне географии и времени.


При этом за время самоизоляции люди уже соскучились по живому общению и настоящим эмоциям, поэтому увеличится спрос на впечатления и новый эмоциональный опыт. Придет время ламповых камерных мероприятий. Отпадет шелуха, «блестяшки», дорогие вау-эффекты. В тренде останутся организаторы, которые будут давать аудитории не просто шоу, а новые смыслы, идеи и настоящее человеческое общение.

Миф № 4. Бизнес, который на карантине перешел в онлайн, будет успешно и дальше так работать

Из-за введения ограничений многие предприниматели попытались перевести свой бизнес в онлайн. Кто-то успешно, кто-то — не особо. А некоторые по понятным причинам не смогли это сделать — сферы грузовых и пассажирских перевозок, арендный бизнес, говорит Руслан Кодачигов, директор по развитию digital-агентства DeltaClick (AG Deltaplan).

— Из тех, кто начал осваивать онлайн-мир и e-commerce, в посткризисный период через «долину смерти» пройдут не все, — считает маркетолог. — Кто-то не сможет развить качественные онлайн-сервисы и успешно конкурировать с теми бизнесами, которые изначально создавались с прицелом на цифровую среду. Также надо понимать, что использование маркетплейсов дает возможность для быстрого старта онлайн-торговли, но этого недостаточно для создания цифровой инфраструктуры, понимания пользовательского опыта и создания конкурентного онлайн-бизнеса.

Миф № 5. В итоге сотрудники вернутся в офис, а коммуникация с командой — в прежнее русло

— Хоум-офис научил нас четко планировать свое время, эффективно строить свою работу и взаимодействовать с командой онлайн, — говорит Мария Абдрахимова. — По результатам опроса среди HR, у многих компаний на первый план выходят сокращение расходов и удержание бизнес-показателей. Но не менее важными задачами HR стали снятие тревожности у сотрудников и повышение мотивации в условиях сокращение зарплат.

Когда будет снят карантин, многие собственники и сотрудники всерьез задумаются о необходимости возвращаться в офис. И тем острее встанут вопросы укрепления HR-бренда в коллективе на удаленке. Начнется поиск идей и решений других инструментов нематериальной мотивации.

Миф № 6. Докризисный консюмеризм вернется, и мы снова будем потреблять как не в себя

Да, большинство опросов свидетельствуют об этом. Около 80% потребителей планируют вернуться к докризисной модели потребления, отмечает Руслан Кодачигов.

— Но вынужденный период потребительского воздержания в период самоизоляции обнажит перед нами излишние потребительские привычки, — говорит эксперт. — Это приведет к тому, что сохранится приоритетность базовых покупок, как в период кризиса, и только иногда мы будем совершать «снисходительные» покупки у любимых брендов.

Миф № 7. Маркетологи после кризиса останутся без работы

Часть маркетинговых агентств, SMM-агентств и в целом бизнесов уйдет, это так. Но покупать в соцсетях и потреблять контент россияне не перестанут, считает Михаил Пономаренко, директор по развитию SMM-бюро «Ишь, Миш!».

— Говорят: «А вот кризис закончится, что делать будут все эти маркетологи, копирайтеры и SMM-щики? Рынок-то опустеет, кому вы будете нужны?» Рынок реагирует (и отреагирует) на вызовы. Да, часть бизнесов уйдет, где-то больше, где-то меньше. Уйдет часть агентств, занимающихся SMM. Это нормально, рынок стабилизируется, — подчеркивает эксперт.

Люди не перестанут общаться, потреблять контент, покупать в социальных сетях. Так, в период изоляции их посещение выросло на 30–40%. Люди становятся требовательнее к контенту, их внимание сложнее удержать. Появляются новые площадки со своими правилами. SMM остается (и останется) востребованным.

Миф № 8. Товарам повседневного спроса не нужен онлайн

В обычное время товары повседневного спроса привлекают потребительское внимание множеством способов: брендингом и дизайном упаковки. Но сейчас им приходится переходить в онлайн, так что им нужно адаптироваться. Адаптировать дизайн.

— После того как все закончится, аудитория настолько пристрастится к digital-среде, заказам еды на дом, покупкам через интернет, что абсолютно все поставщики товаров и услуг будут вынуждены адаптировать свой дизайн под онлайн, — считает Василий Рубан, директор агентства «Штольцман и Кац». — Привычный дизайн упаковки не выглядит так привлекательно в окошке вашего монитора среди сотни таких же товаров конкурентов.

Мелкие элементы нечитабельны, плюс у каждого монитора своя цветопередача, а фактура и тактильные особенности упаковки, на которую многие бренды делают акцент, не будут работать вообще. Компании должны адаптировать дизайн под digital уже сейчас. Минимализм, яркость, нестандартные решения и креативность подхода — все это будет помогать продукту выделяться среди конкурентов на витрине онлайн-магазина и привлекать внимание потребителя по ту сторону экрана.

Миф № 9. После самоизоляции мы вернемся к привычным хобби и активностям в офлайне

Уже сейчас многие говорят, что в первый же день после отмены режима самоизоляции пойдут в кино, в бары и кофейни. Будут встречаться с друзьями. Но эйфория пройдет.

— Мы станем трезвее смотреть на мир. Задумаемся, какие офлайновые активности до самоизоляции были действительно приятными и продуктивными, а какие — излишними и необязательными, — говорит Руслан Кодачигов. — Это позволит понять, что из них можно без последствий заменить онлайн-альтернативами даже не на карантине. После кризиса мы спросим себя: «Есть ли веская причина заниматься этим в физическом мире, а не сделать это в онлайне?»

А у многих брендов изменятся целевые группы — многие осознали, что то же, что есть в офлайне, можно получить и онлайн.

— Могут произойти изменения в качественном составе целевых групп, — добавляет Алексей Панаит. — К примеру, раньше пользователи думали, что доставка продуктов — это дорого, а сейчас большинство из них осознали, что это почти аналогично офлайну. Аудитория бренда расширилась, увеличился возрастной порог. Важно держать в уме, что аудитория изменилась и на основе этих изменений выстраивать дальнейшую коммуникацию.