Последние десять лет экономика Китайской Народной Республики (КНР) росла, а уровень доходов населения увеличивался. Это способствовало активному росту спроса на продукты питания разных ценовых категорий. Согласно прогнозам Euromonitor, к 2024 году ВВП на душу населения в КНР увеличится на 58% и составит около $15,5 тыс., а располагаемый доход увеличится на 62% и будет равен $9,6 тыс.
Потребление продуктов питания и напитков в КНР сегодня составляет более $1 трлн. Китай занимает первое место в мире по объему рынка розничной торговли продовольствием. По данным Euromonitor, в ближайшие пять лет потребление в стране продолжит расти и к 2024 году составит порядка $1,8 трлн.
Для сравнения: рынок продуктов питания в России оценивается в $219 млрд.
Наибольший прирост потребления в КНР к 2024 году ожидается в следующих категориях:
- крупы, паста и консервированные продукты (+63%);
- орехи (+50%);
- молочная продукция (+49%);
- фрукты (+42%).
Рост популярности этих продуктов обусловлен текущими трендами.
Здоровый образ жизни. Популярность здорового образа жизни в КНР ведет к более внимательному отношению потребителей к качеству продукции, а также росту спроса на натуральные и свежие продукты.
Лояльность потребителей к бренду. Из-за особых требований потребителей к безопасности продукции, преимущество имеют брендовые товары, которые уже заслужили доверие. Обычно покупатели ориентируются на узкий круг доверенных производителей (три-четыре компании).
Кастомизация и индивидуальный подход. Благодаря росту доходов потребители готовы платить больше за индивидуально подобранные продукты. Это становится определяющим фактором конкурентоспособности в онлайн-торговле.
Импульсивные покупки. Растет количество покупок через мобильные приложения, что увеличивает количество импульсивных решений. Большинство покупателей отмечают, что оплата через мобильные приложения стимулирует совершать покупки.
E-commerce. Объем розничной торговли продовольствия через онлайн-каналы в 2017 году составлял только 4% от общего объема розничных продаж. Ожидается, что к 2022-му цифра вырастет до 11,2%.
Влияние социальных сетей. 80% китайских потребителей следят за блогерами или известными людьми, ориентируются на их рекомендации при выборе товаров и продуктов питания. В мире этот показатель составляет в среднем 45%.
Соотношение цены и качества. Люди старшего поколения, которые составляют треть населения страны, обращают особое внимание на соотношение цены и качества. Это объясняется тем, что люди в возрасте чаще других делают сбережения.
«Премиализация» продукции. Премиальная нишевая продукция удовлетворяет спрос на качественную продукцию, позволяет демонстрировать статус и высокий уровень жизни своему окружению.
Снеки и готовая продукция. С увеличением занятости населения растет и потребление снеков и продуктов в удобных порционных упаковках. Такая еда используется для быстрых перекусов, а также заменяет основные приемы пищи. Развитие логистики стимулирует рост спроса на готовую продукцию с небольшим сроком годности, которая воспринимается как более здоровая.
Рост сегмента детского питания. Политика «Одна семья — два ребенка», направленная на разрешение демографических проблем, связанных со старением населения, последовательно ведет к росту потребления в сегменте детского питания.
Негативное отношение к ГМО-продуктам. Здоровый образ жизни становится все популярнее среди китайских потребителей. Поэтому они негативно относятся к продукции с содержанием ГМО и стараются исключить ее из рациона.
Автор статьи: Лукиан Владислав