Получая контент от дистрибуторов мероприятия, посчитали правильным обозначить ряд трендов, которые считаем важно учесть российскому экспортеру, так как в последние годы ритейл меняется очень динамично. Эти изменения наиболее заметны в странах Юго-Восточной Азии — именно здесь важно отслеживать тренды, которые придут на другие рынки через несколько лет. В Азии потребители восприимчивы к инновациям, поэтому бренды часто тестируют там новые концепции и бизнес-модели, что крайне важно учитывать российским производителям.
#1 Опыт — продукт, за который платят
Мощными темпами развивается тенденция в сторону совершенствования клиентского опыта: бренд может буквально с первого метра ошарашить яркой витриной, безупречностью мерчендайзинга, необычными активностями внутри магазина, и покупатель точно войдет в магазин и с большой вероятностью что-то купит. С другой стороны — подкупает и большой ассортимент, возможность выбрать, сравнить характеристики.
Тренд покупать в онлайне — не линейный: поколение Y и Z — digital-native — привыкшее покупать в онлайне, любит ходить в торговые центры за опытом и общением. В топе наиболее значимых для потребителей отраслей ритейл занимает вторую позицию. Кроме того, во всем мире ритейл-объекты — так называемое «третье место» — место, где люди проводят время (после «места №1» дома и «места №2» работы). Растущая популярность ритейл-объектов, как мест проведения досуга, связанна с тем, что маркетинг брендов все больше направлен на предоставление потребителям опыта и положительных эмоций.
Несколько примеров, когда потребитель платит за получение опыта:
Сеть студий приготовления еды в Гонконге. Ритейлер арендует помещение в ТЦ. Продукт, который покупают — участие в мастер-классе по приготовлению разных блюд. Является популярным времяпровождением для компаний, практикующих тимбилдинг.
Ритейлер арендует помещение в ТЦ или стрит-ритейле, работает только в вечернее время. Посетители рисуют под руководством художника-консультанта и пьют безлимитные коктейли.
#2 Сочетание классический ритейл + сервис
Пример из Гонконга: одна из сетей дрогери предоставляет посетителям возможность воспользоваться услугами фармацевта, диетолога, специалиста
по витаминам, советника по здоровому образу жизни (health advisor), консультанта по красоте (beauty advisor), и все это в рамках одного магазина.
#3 Мобильность магазина
С помощью мобильного и передвижного оборудования магазин, особенно обладающий малой квадратурой (магазины мобильной связи), может меняться. К примеру, кассовый узел, состоящий из оборудования, похожего на высокую тумбочку на колесах, которая может подвозиться в любую точку магазина.
#4 Онлайн или физическая розница?
На фоне смены потребительских привычек существует определенное количество товаров, которые должны быть в физической рознице. Для большого сегмента покупателей остается актуальным выбирать товар в магазине — видеть товар, трогать.
#5 Что визуально является красивым, не всегда прибыльно
Во многих торговых центрах Сингапура и Гонконга магазины (особенно электроники и бытовой техники) просто забиты товаром, что визуально создает хаотично-трешевую, на наш взгляд, картину. В российском ритейле наблюдается тренд less as more — когда ритейлеры в целях выживания при небольшом количестве товара в магазине с помощью дизайна магазина стремятся создать ощущение, что товаров в торговом зале много.
#6 Сила потребительской привычки
Азиаты привыкли к мультиканальности высшего уровня. К примеру, в Сингапуре работает мультиканальное приложение, позволяющее в метро заказать необходимые товары, тут же оплатить их онлайн-картой и по дороге из метро домой забирать в магазине упакованный пакет. В Японии все оплачивается смартфоном, в Гонгонге у людей один проездной, которым можно воспользоваться для проезда в метро и другом общественном транспорте, расплатиться в Макдональдсе или другой торговой точке. Этот алгоритм встроен в lifestyle этого региона уже 10 назад — такой вид шопинга уже стал сформированной потребительской привычкой.
Важно, прежде чем предлагать потребителю кардинально новый формат, убедиться, что эта привычка успела сформироваться.
#7 Бесплатный wi-fi как государственная программа
Китай «перепрыгнул» этап платежных карт и сразу массово перешел в Wechat, оплачивая все смартфоном. Япония поступила также, внедрив свой формат 3G — Onesec (государственная сеть, которая предоставляет гражданам бесплатный wi-fi, чтобы реализовать систему предупреждения о цунами). В Сингапуре был издан указ на уровне государства о бесплатном wi-fi на территории страны. Правительство посчитало, что если у человека есть доступ к интернету, он более грамотен, меньше болеет, лучше ориентируется в городе, не стоит в очередях, может оперативно сообщить об опасности.
#8 Магазины-островки — часть концепции
В странах Азии «островки» на территории ряда ТРЦ изначально могут быть встроены в концепцию, унифицированы по дизайну, для них разработана грамотная навигация потребителей — такие островки представляют собой небольшие магазины, вынесенные в проход, причем с учетом правильного tenant-mix. В России появилась компания, которая выступает оператором магазинов-островков. Ритейлеры выкупают пространства под «островки» и управляют ими, как девелоперы управляют торговыми площадями.
#9 Формат супермаркетов не популярен
Потребители в странах юго-восточной Азии очень ценят свое время, поэтому они не привыкли прогуливаться по супермаркету. Нередко все необходимые покупки они совершают в магазинах у дома. Более того, в этих небольших магазинах покупатели могут выпить кофе, заварить лапшу или разогреть хот-дог.
#10 Поп-ап (временные) магазины
В странах юго-восточной Азии наличие в ТЦ поп-ап магазинов никак не связанно с высокой вакантностью. Ритейлеры работают в формате поп-ап в период распродаж или когда тестируют новую концепцию магазина/ локацию.