Интервью заведующего кафедрой маркетинга и международного менеджмента Капустиной Ларисы Михайловны

 

Заведующая справочно-билиографическим отделом информационно-библиотечного комплекса УрГЭУ Черкашина Татьяна Геннадьевна взяла у Ларисы Михайловны Капустиной интервью в связи с ее 60-летием.

- Что определило Ваш выбор профессии?

Большую роль в выборе профессии сыграла мама. Она работала бухгалтером и считала, что экономика - это преимущественно женская сфера занятости. В итоге моя старшая сестра поступила в Киевский институт народного хозяйства, а я выбрала экономический факультет Новосибирского государственного университета. Второй момент, который повлиял на мою судьбу и вывел в сферу науки - это получение призового места в городской олимпиаде по физике, благодаря которому меня направили на олимпиаду Новосибирской области по физике. Сначала пригласили в Летнюю школу после 9 класса, а затем в физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете. В эту школу по итогам олимпиад собирали талантливых ребят со всего Дальнего Востока и Сибири. У нас в классе было 26 человек, из них только пять девочек. Пришло понимание, что, физика - это не то, с чем бы я хотела связать свою жизнь после окончания школы. Также не привлекла меня теоретическая математика. Поэтому после школы я решила поступить на экономический факультет Новосибирского государственного университета, где готовили экономистов - математиков по специальности «Экономическая кибернетика». В конце третьего года обучения нам было дано право выбрать специализацию. Большинство сокурсников предпочли АСУ (автоматизированные системы управления на предприятиях). Кто-то выбрал социологию, экономику природопользования. Мой выбор пал на экономическую теорию. После окончания этой специализации выпускники, как правило, работали преподавателями в ВУЗах. Мне показалось, что это направление деятельности больше всего соответствует моим наклонностям и интересам.

- Что ценное вы приобрели, когда учились в институте?

Самое ценное, что приобрела - это навыки и компетенции научно-исследовательской деятельности. Руководителями курсовых и выпускных работ назначались ученые - сотрудники научного института Экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук СССР. Обязательным требованием к научной работе было наличие математического аппарата, экономико-математических моделей. Нас учили в университете моделировать социально-экономические процессы, ставить научные гипотезы. Отсюда вытекает высокая требовательность к себе, к аспирантам, к результатам научного труда.

- Какие качества Вы считаете главными для ученого?

Во-первых, это способность постоянно учиться, регулярно читать новую научную литературу. Важно владеть профессиональным английским языком, чтобы знакомиться с результатами научных изысканий зарубежных ученых. Научное творчество - это очень интересный и увлекательный процесс, хотя порой и мученический, требующий напряжения и ответственности за логику теоретических положений и обоснованность практических результатов.

- В вашем указателе очень много статей, которые вы посылаете на зарубежные конференции. Что дает ученому знание иностранных языков?

Знание иностранных языков позволяет проводить научные исследования с учетом международных критериев и стандартов. Важно знать проблематику научных статей и монографий ученых из разных стран мира, особенно в сфере рыночной экономики, поскольку нам пришлось переучиваться с теории марксизма-ленинизма и "Капитала" К.Маркса на основы рынка, законы спроса и предложения и т.п. Мне удалось выиграть гранты и пройти стажировки в Университете Оклахомы (лето 1994 г.) и Университете Кентукки в 1997-1998 учебном году (США). Участие в международных конференциях обеспечивает развитие научных контактов с учеными и преподавателями из университетов разных стран мира.

- Что дают Вам новые связи/контакты?

Появляются новые идеи, тот или иной новый метод можно применить для исследования разных вопросов. В университете Кентукки выучила эконометрику, которую мало знала и меньше использовала в научных исследованиях до стажировки. Благодаря развитию контактов с профессорами Университета Тренто (Италия) мы внедрили в учебный процесс в рамках магистерской программы "Маркетинг и брендинг" бизнес-симуляцию Маркстрат, которая является эффективной образовательной технологией и используется ведущими бизнес-школами мира.

- Какие Ваши научные достижения Вы считаете самыми важными?

На данный вопрос трудно ответить. Пожалуй, к достижениям можно отнести те публикации, которые получили наибольшее признание в научной среде и большое число цитирований. Важными результатами считаю подготовку научных кадров. С каждым соискателем ученой степени учишься, осваиваешь новые пласты научного знания, расширяешь сферы и направления исследований. Эти новые знания помогают также в образовательной деятельности.

- Чтобы вы хотели пожелать, посоветовать нашим студентам, которые хотят пойти в науку по вашим стопам?

После окончания университета в 1984 году сразу поступила в очную аспирантуру Института экономики Уральского научного центра Академии наук СССР (сейчас Уральского отделения Российской академии наук), а в 1992 году стала докторантом этого же института. Мой научный консультант - Нина Михайловна Ратнер, благословила меня идти этой дорогой. Если бы она не настояла, я бы никогда не взялась писать докторскую диссертацию. Насколько интересен данный путь современной молодежи? Пожалуй, не очень интересен, поскольку бизнес предлагает зачастую более высокое вознаграждение за труд, чем научная карьера. С другой стороны, всегда есть выпускники университетов, которые проявляют большой интерес к научно-исследовательской и педагогической деятельности, они сдают вступительные экзамены в аспирантуру и добиваются успехов именно в этой сфере. Мне кажется, многие решения молодежи идут от своей семьи. Если человек увлеченный, талантливый, ему легко дается учеба и научная работа, то он выберет профессию научного сотрудника или преподавателя вуза. Хочется пожелать студентам ставить главной целью жизни - не материальные блага, а развитие своего интеллектуального и творческого потенциала, выбрать профессию по душе, чтобы жизнь и работа были в радость и в удовольствие. Развитие своих способностей - это, на мой взгляд, самое главное в жизни человека.

- Как Вы проводите свободное время? Есть у Вас хобби?

Последние годы увлеклась рисованием. Мне нравится рисовать море, солнце, природу и украшать сад на даче.

IMG 20210701 163922

IMG 20220830 183251

IMG 20220630 173248

IMG 20220127 154636

IMG 20220106 102314

IMG 20211222 180455

IMG 20201222 185316

IMG 20200111 214932

IMG 20201124 183651