Заведующая справочно-билиографическим отделом информационно-библиотечного комплекса УрГЭУ Черкашина Татьяна Геннадьевна взяла у Ларисы Михайловны Капустиной интервью в связи с ее 60-летием.
- Что определило Ваш выбор профессии?
Большую роль в выборе профессии сыграла мама. Она работала бухгалтером и считала, что экономика - это преимущественно женская сфера занятости. В итоге моя старшая сестра поступила в Киевский институт народного хозяйства, а я выбрала экономический факультет Новосибирского государственного университета. Второй момент, который повлиял на мою судьбу и вывел в сферу науки - это получение призового места в городской олимпиаде по физике, благодаря которому меня направили на олимпиаду Новосибирской области по физике. Сначала пригласили в Летнюю школу после 9 класса, а затем в физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете. В эту школу по итогам олимпиад собирали талантливых ребят со всего Дальнего Востока и Сибири. У нас в классе было 26 человек, из них только пять девочек. Пришло понимание, что, физика - это не то, с чем бы я хотела связать свою жизнь после окончания школы. Также не привлекла меня теоретическая математика. Поэтому после школы я решила поступить на экономический факультет Новосибирского государственного университета, где готовили экономистов - математиков по специальности «Экономическая кибернетика». В конце третьего года обучения нам было дано право выбрать специализацию. Большинство сокурсников предпочли АСУ (автоматизированные системы управления на предприятиях). Кто-то выбрал социологию, экономику природопользования. Мой выбор пал на экономическую теорию. После окончания этой специализации выпускники, как правило, работали преподавателями в ВУЗах. Мне показалось, что это направление деятельности больше всего соответствует моим наклонностям и интересам.
- Что ценное вы приобрели, когда учились в институте?
Самое ценное, что приобрела - это навыки и компетенции научно-исследовательской деятельности. Руководителями курсовых и выпускных работ назначались ученые - сотрудники научного института Экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук СССР. Обязательным требованием к научной работе было наличие математического аппарата, экономико-математических моделей. Нас учили в университете моделировать социально-экономические процессы, ставить научные гипотезы. Отсюда вытекает высокая требовательность к себе, к аспирантам, к результатам научного труда.
- Какие качества Вы считаете главными для ученого?
Во-первых, это способность постоянно учиться, регулярно читать новую научную литературу. Важно владеть профессиональным английским языком, чтобы знакомиться с результатами научных изысканий зарубежных ученых. Научное творчество - это очень интересный и увлекательный процесс, хотя порой и мученический, требующий напряжения и ответственности за логику теоретических положений и обоснованность практических результатов.
- В вашем указателе очень много статей, которые вы посылаете на зарубежные конференции. Что дает ученому знание иностранных языков?
Знание иностранных языков позволяет проводить научные исследования с учетом международных критериев и стандартов. Важно знать проблематику научных статей и монографий ученых из разных стран мира, особенно в сфере рыночной экономики, поскольку нам пришлось переучиваться с теории марксизма-ленинизма и "Капитала" К.Маркса на основы рынка, законы спроса и предложения и т.п. Мне удалось выиграть гранты и пройти стажировки в Университете Оклахомы (лето 1994 г.) и Университете Кентукки в 1997-1998 учебном году (США). Участие в международных конференциях обеспечивает развитие научных контактов с учеными и преподавателями из университетов разных стран мира.
- Что дают Вам новые связи/контакты?
Появляются новые идеи, тот или иной новый метод можно применить для исследования разных вопросов. В университете Кентукки выучила эконометрику, которую мало знала и меньше использовала в научных исследованиях до стажировки. Благодаря развитию контактов с профессорами Университета Тренто (Италия) мы внедрили в учебный процесс в рамках магистерской программы "Маркетинг и брендинг" бизнес-симуляцию Маркстрат, которая является эффективной образовательной технологией и используется ведущими бизнес-школами мира.
- Какие Ваши научные достижения Вы считаете самыми важными?
На данный вопрос трудно ответить. Пожалуй, к достижениям можно отнести те публикации, которые получили наибольшее признание в научной среде и большое число цитирований. Важными результатами считаю подготовку научных кадров. С каждым соискателем ученой степени учишься, осваиваешь новые пласты научного знания, расширяешь сферы и направления исследований. Эти новые знания помогают также в образовательной деятельности.
- Чтобы вы хотели пожелать, посоветовать нашим студентам, которые хотят пойти в науку по вашим стопам?
После окончания университета в 1984 году сразу поступила в очную аспирантуру Института экономики Уральского научного центра Академии наук СССР (сейчас Уральского отделения Российской академии наук), а в 1992 году стала докторантом этого же института. Мой научный консультант - Нина Михайловна Ратнер, благословила меня идти этой дорогой. Если бы она не настояла, я бы никогда не взялась писать докторскую диссертацию. Насколько интересен данный путь современной молодежи? Пожалуй, не очень интересен, поскольку бизнес предлагает зачастую более высокое вознаграждение за труд, чем научная карьера. С другой стороны, всегда есть выпускники университетов, которые проявляют большой интерес к научно-исследовательской и педагогической деятельности, они сдают вступительные экзамены в аспирантуру и добиваются успехов именно в этой сфере. Мне кажется, многие решения молодежи идут от своей семьи. Если человек увлеченный, талантливый, ему легко дается учеба и научная работа, то он выберет профессию научного сотрудника или преподавателя вуза. Хочется пожелать студентам ставить главной целью жизни - не материальные блага, а развитие своего интеллектуального и творческого потенциала, выбрать профессию по душе, чтобы жизнь и работа были в радость и в удовольствие. Развитие своих способностей - это, на мой взгляд, самое главное в жизни человека.
- Как Вы проводите свободное время? Есть у Вас хобби?
Последние годы увлеклась рисованием. Мне нравится рисовать море, солнце, природу и украшать сад на даче.