Построение четкой системы умножения научного знания — один из важнейших вопросов, стоящих перед любым государством. К такому выводу пришли участники круглого стола «Управление наукой» в ходе V Российского экономического конгресса.
Заместитель президента Российской академии наук Владимир Иванов напомнил, что с 1992 по 2023 годы вопросы науки находились в ведении целых шести министерств. Такое «перебрасывание», с одной стороны отражало некоторый хаос, в котором находились страна и общество на рубеже тысячелетий, а с другой — указывало на поиск того места, которое наука должна занимать в жизни страны.
«В 2003 году страна вступила в болонский процесс, а в 2022 году вышла из него. Значит ли это, что почти двадцать лет были потрачены впустую? - спрашивает Иванов. - Нет. Участие в Болонской системе отражало декларируемую цель — вписаться в существующую западную систему образования, принимая их «правила игры». В этой системе первое место отводилось не фундаментальным научным исследованиям, а поставке на рынок труда унифицированных специалистов. Однако ситуация изменилась».
В 2018 году в рамках послания Федеральному Собранию Президент России поставил одной из приоритетных задач государства обеспечение технологического суверенитета страны. Эта задача стала ещё более актуальной в условиях санкций, которые были введены недружественными странами в отношении России после 2022 года — считает эксперт. Решение этой задачи требует обращения к накопленному опыту предыдущих десятилетий — в том числе советского периода, когда доля страны в мировых фундаментальных научных исследованиях была существенно выше.
Первый заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Наталья Иванова отметила, что создание жесткой иерархической структуры, скорее ограничило бы возможности научного развития. Поскольку не только в западных странах, но также, например в Китае, до 2/3 научных разработок проходятся на частный сектор экономики. Однако необходимость пересмотра роли фундаментальной науки в российском обществе признали все участники круглого стола, поскольку она является драйвером развития любого общества. А в перспективе на НИОКР должно тратиться до 2% национального российского ВВП.