- Загрузите базы данных файла “Солнечная, группа, Ф.И.О.студента”.
- Из интервальной переменной, содержащей средний доход респондентов, создайте категориальную переменную с тремя значениями: “высокий доход”, “средний доход”, “низкий доход”.
- Из интервальной переменной, содержащей возраст респондентов, создайте категориальную переменную “возрастные_группы” со следующими значениями: “менее 18 лет”, “18 — 25 лет”, “26 — 35 лет”, “36 — 45 лет”, “46 — 55 лет”, “56 — 70 лет”, “более 70 лет”. Присвойте этой переменной и ее значениям метки.
- Временно разбейте файл с данными на две подвыборки:
- С наблюдениями соответствующими группе респондентов, относящих себя к студентам и всеми остальными респондентами.
- С наблюдениями для мужчин и для женщин.
- Проранжируйте отдыхающих по возрасту.
- Проведите сортировку наблюдений по возрасту и по полу.
Практическая работа № 2
по теме "Управление данными"
Пошаговые инструкции к выполнению заданий
Шаг 1. В меню преобразовать выберите команду Перекодировать — перекодировать в другие переменные.Шаг 2. Щелкните по переменной Доход, а затем по кнопке со стрелкой.
Шаг 3. Перейдите в поле Имя и введите Группы_по_доходу и щелкните на кнопке Изменить.
Шаг 4. Щелкните на кнопке Старые и новые значения. Установите переключатель Диапазон, в верхнем поле введите значение 1, в нижнем 2, перейдите в поле Новое значение и введите там число 1, затем щелкните по кнопке Добавить.
Шаг 5. Проведите аналогичные действия для значений 3—4 и вновь полученного значения 2.
Шаг 6. Установите переключатель Диапазон от указанного значения до наибольшего и в поле под ним введите число 5, а в поле Новое значение — число 3, затем щелкните по кнопке Добавить.
Шаг 7. Щелкните по кнопке Продолжить, затем в исходном диалоговом окне щелкните по кнопке ОК.
Шаг 8. После кодировки задайте метки “высокий доход”, “средний доход”, “низкий доход” всем новым переменным в окне Редактора данных.
По аналогии с заданием 2 выполните самостоятельно задание 3.
Шаг 1. В меню Данные (Data) выберите команду Отобрать наблюдения (Select Cases) В группе Выбрать установите переключатель Есливыполнено условие и щелкните по кнопке Если.
Шаг 2. В открывшемся окне сначала щелкните по переменной Занятость (Профессиональная деятельность) , а затем по кнопке со стрелкой, чтобы ввести данную переменную в условия отбора. Затем на калькуляторе выберите кнопку “>=”, наберите “2”, щелкните по кнопке &. Снова введите переменную З Занятость (Профессиональная деятельность) в условие отбора, затем щелкните по кнопке < и введите число 3. Шаг 3. После создания условия отбора щелкните по кнопке Продолжить, и затем по кнопке ОК.После того, как выполнен этот шаг при других вариантах обработки данных будут учитываться только те, которые имеют отношения к переменной студенты. Чтобы вернуть доступ к обработке всех данных, достаточно в окне Отобрать наблюдения установить переключатель Все данные.
По аналогии с заданием 4.1, выполните самостоятельно задание 4.2.
Процедура ранжирования выполняется, когда необходимо перейти от исходных значений переменных к рангам.
Шаг 1. В меню Преобразовать выберите команду Ранжировать наблюдения.
Шаг 2. В диалоговом окне щелкните по переменной Возраст,, а затем по кнопке со стрелкой.
Шаг 3. В группе Ранг 1 присвоить наблюдению установлен переключатель С минимальным значением, при желании можно изменить порядок ранжирования, установив переключатель на
максимальным значением.
Шаг 4. Для ранжирования щелкните по кнопке ОК.
В результате данных действий в конце списка появится новая переменная с именем Rвозраст.
Данная операция позволяет расположить информацию в порядке, удобном для исследования.
Шаг 1. В меню Данные выберите команду Сортировать наблюдения.
Шаг 2. Щелкните сначала по переменной Возраст, затем по кнопке со стрелкой, далее щелкните по переменной пол и снова по кнопке со стрелкой.
Шаг 3. Порядок сортировки установите По убыванию. Щелкните по кнопке ОК.
Проведите сортировку по тем же переменным, но с порядком сортировки По возрастанию.
Шаг 4. Вернитесь к исходному порядку, проведя сортировку по переменной №.
Используя базу данных опроса отдыхающих на базе отдыха “Солнечная” создать новую переменную “возрастные группы”, объединив в нее информацию о принадлежности респондента к конкретному возрастному отрезку. Проранжировать отдыхающих по возрасту, провести сортировку наблю.дений по возрасту и по полу.
Подготовьте книгу кодов для представленной ниже анкеты. Сформируйте исходную базу данных в SPSS для рассматриваемого примера.
Рассчитайте следующие показатели:
- средний возраст респондентов;
- процентное соотношение мужчин и женщин;
- какие ролики наиболее понравились респондентам.
Сотрудниками компании Х были разработаны 6 вариантов рекламного ролика для товара Y. Руководством компании было принято решение изучить предпочтения целевых потребителей и на их основании принять решение о том, какой ролик пустить в прокат. Ниже представлены бланк анкеты и результаты проведенного исследования (таблица 2.1).
Бланк анкеты
Номер анкеты: …………(заполняется опрашивающим)
Пол:
- Женский
- Мужской
- Нет данных
Возраст:
- ...
- Нет данных
Какой из представленных роликов Вам наиболее запомнился?
- ...
- Ролик А
- Ролик Б
- Ролик В
- Ролик Г
- Ролик Д
- Ролик Е
- Нет данных
Таблица 2.1 — Результаты опроса
№ | Город/Регион | Пол | Возраст | Ролик |
---|---|---|---|---|
1 | Г | Женский | 45 | А |
2 | Г | Мужской | 22 | В |
3 | Г | Мужской | 19 | В |
4 | Г | Женский | 42 | А |
5 | Г | Мужской | 34 | Г |
6 | Г | Женский | 72 | Б |
7 | Г | Мужской | 38 | В |
8 | Г | Женский | 56 | В |
9 | Г | Мужской | 61 | А |
10 | Г | Женский | 77 | А |
11 | Г | Женский | 23 | Г |
12 | Г | Мужской | 67 | Е |
13 | Г | Мужской | 79 | Г |
14 | Г | Женский | 26 | В |
15 | Г | Мужской | 59 | А |
16 | Р | Женский | 34 | Г |
17 | Р | Мужской | 18 | Е |
18 | Р | Женский | 44 | А |
19 | Р | Мужской | 68 | А |
20 | Р | Женский | 22 | Д |
21 | Р | Мужской | Нет данных | А |
22 | Р | Женский | 67 | Нет данных |
23 | Р | Мужской | 33 | В |
24 | Р | Женский | 44 | В |
25 | Р | Мужской | 22 | Б |
26 | Р | Мужской | 19 | А |
27 | Р | Женский | 55 | В |
28 | Р | Женский | 39 | Д |
29 | Р | Женский | 34 | А |
30 | Р | Мужской | 68 | В |